Информационный Франкенштейн
Feb. 25th, 2015 12:23 pm
Про информационную войну сейчас не говорит разве что только ленивый (хотя многое из того, что происходило в медиа пространстве, правильнее назвать «информационным терроризмом»). Россия в этой войне действует изощренно, постоянно меняя тактику, оперативно реагируя на ситуацию и бросая в бой все новые силы. Все как в настоящей войне.
Она ведется против Украины уже много лет, возможно, все годы независимости, достигнув особого цинизма в последнее время. Мы продолжаем терять позиции за позициями, но контр-действий не только недостаточно, часто их попросту нет. А главное – до сих пор так и не начата «Информационная Антитеррористическая Операция».
Мы сопротивляемся отдельными выступлениями политиков, публицистов, журналистов, дискуссиями на Facebook, ток-шоу на телевидении. В последнее время и с ток-шоу проблемы, видимо, свобода слова кому-то у власти очень не нравится. Воюют с информационными монстрами лишь активисты-добровольцы. Используя военную аналогию – это защита отдельными бойцами с автоматами и пулеметами от военной армады с танками, самолетами и ракетами. Силы явно не равны.
Мы не только утратили реальные географические регионы. Мы потеряли огромные области в информационном пространстве, оказавшиеся занятыми «параллельными антимирами», против которых мы не предпринимаем никаких действий. Эти поражения – первичны, они – причина всех последующих материальных потерь. Если мы не отвоюем «информационные территории», существующие в головах миллионов людей, мы не сможем вернуть территории географические.
Путин — современный Франкенштейн
Как-то в Интернете мне встретилась формула (к сожалению, не знаю ее автора): «1/2 правды + 1/2 правды = ложь». Формула не просто красивая, она гениально отражает суть создания «высококачественной лжи», действующей безотказно, занимая в головах людей прочное место в системе их убеждений. Она гораздо эффективнее явных фальшивок, наподобие «распятых мальчиков» и «казненных снегирей». Сила такой лжи как раз в том, что она не является пустой выдумкой, а умело конструируется из отдельных положений, которые сами по себе не лживые. Они легко узнаваемы и являются «ключиками» привязки этой лжи к правде. Это как из «правдивых» камешков мозаики можно сложить изображение, полностью противоположное по смыслу и содержанию составившим его частям.
В известном романе английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» его герой Виктор Франкенштейн создает подобное человеку чудовище огромного роста и неимоверной силы, которое впоследствии перестает подчиняться и мстит своему создателю за свой ужасный облик. Оно убивает членов семьи Франкенштейна и, в конце концов, приводит к гибели его самого. Интересен тот факт, что чудовище было составлено из фрагментов реальных человеческих тел. Это своего рода «чудо трансплантации», но не для спасения жизни человека заменой дефектного органа, а с целью создания другого объекта (субъекта) с совершенно новыми свойствами.
Нечто подобное произошло в информационном пространстве. Пропагандистская машина Кремля не просто производит «информационно-пропагандистские снаряды», поражающие психику человека. Она создала целую параллельную реальность, в которой живут, как в отдельной стране, десятки миллионов людей. В этом не было бы ничего нового (ведь параллельные реальности создавались до этого в прошлом, причем – задолго до появления телевидения и Интернета), если бы не одно обстоятельство: эта новая реальность достигла невиданной до сих пор силы и начала жить фактически самостоятельной жизнью. Как чудовище перестало подчиняться Франкенштейну, так эта чудовищная реальность перестала подчиняться своему главному архитектору – Путину.
В этой реальности находятся десятки миллионов россиян, и в нее полностью погружены сотни тысяч жителей Донбасса (прежде всего – на территориях, подконтрольных ДНР-ЛНР). Разница между ними в том, что первые имеют в своем распоряжении альтернативную обыденную действительность, а для вторых – реальное и виртуальное информационное пространство сошлось воедино, и они оказались в центре событий сюрреалистического «театра абсурда». Пользуясь военной метафорой, они оказались в очаге поражения информационного ОМП (оружия массового поражения) и являются пострадавшими (информационно контуженными).
То, что информационное оружие способно убивать, причем в буквальном смысле, доказано объективно, с математической точностью. История геноцида в Руанде в 1994 году, унесшего жизни по разным оценкам от 500 тысяч до 1 миллиона человек, ярко демонстрирует роль радиостанции «Радио Тысячи Холмов» в разжигании национальной ненависти и призывам к уничтожению этнического меньшинства. Гарвардскому экономисту Дэвиду Янагизава-Дротту удалось доказать, что в районах, недоступных для волн радиостанции, количество осужденных за убийства оказалось на 62-69 % меньше, чем там, где происходило вещание. Цифры более чем убедительные, доказывающие ответственность СМИ за смерти сотен тысяч людей.
Об этом можно прочитать в статье «Тысяча мертвых на тысячу слов. Как работала пропаганда в Руанде». Кстати, ведущих этой радиостанции международный трибунал осудил на длительные сроки тюремного заключения. А ведь телевидение на службе пропаганды намного эффективнее, чем радио. Стоит серьезно задуматься.
Главными особенностями информационной войны России является использование современных психотехнологий (например, таких, как нейро-лингвистическое программирование) и невиданный доселе масштаб лжи. Следует помнить, что результаты заражения «токсинами» дезинформации психики человека очень длительны, последствия остаются даже после ее нейтрализации. Учитывая это, важным последствием современной информационной войны можно считать то, что созданную ею реальность уже нельзя трансформировать обратно, свернуть, даже сделать локальной, а тем более – облагородить, «оправдивить», обезвредить. А ведь токсичность лжи превысила все возможные пределы и достигла уровня, сравнимого с ОМП, а по некоторым оценкам и значительно превзошла его. Именно поэтому Путин оказался заложником созданной им самим ситуации и уже просто не может свернуть со своего пути.
Он не может развернуть полномасштабную войну против Украины (из-за санкций, нехватки ресурсов, кризиса и множества других объективных и субъективных причин). Но он не может и остановиться, ибо созданное им информационно-пропагандистское чудовище толкает его к дальнейшему безумию, оно жаждет новой крови и не идет ни на какие компромиссы. Не подчиниться ему – это самоубийство (и возможно – не только политическое), чудовище отомстит своему создателю самым изощренным способом (и это уже начинает происходить). Подчиниться – это путь к безумию, где от отчаяния могут быть предприняты самые страшные шаги, вплоть до применения ядерного оружия.
http://gorn.kiev.ua/publ89.htm